English

www.tpprf.ru 

  www.amr.ru

www.niscu.ru

www.rabe.ru

 

 

 

 

Найти на этой странице

ИЗ ИСТОРИИ СОЛОВЕЦКОГО ПРОЕКТА

История соловецких семинаров

Идея настоящей серии семинаров по проблемам Соловков родилась несколько лет назад во время частной поездки на острова группы консультантов из Национальной гильдии профессиональных консультантов (НГПК) во главе с проф. В.С.Дудченко. В разработке концепции этой работы принял самое деятельное участие историк и житель Соловков С.В.Морозов. Первоначально инициативной группе работа виделась в виде ежегодной научной конференции, проводимой непременно на Соловках, с привлечением широкого круга специалистов и вовлечением в ее работу всех активных сил соловецкого сообщества. Для получения материальных ресурсов организации этой работы в 1999 году в фонд Сороса была подана заявка на финансирование конференции Монастыри, музеи и миряне - диалог в пространстве и времени. Предварительно были получены письма поддержки указанной работы со стороны соловецкого Монастыря, Музея и местной администрации. Копия содержательной части заявки, направленной в фонд Сороса, прилагается. Заявку отклонили, хотя идеи, высказанные в ней, угадываются до сих пор в некоторых мероприятиях, проводимых фондом и его преемниками.

Потребовалось еще два года прежде чем идея нашла поддержку у представителей другого гуманитарного фонда - фонда Евразия. При финансовой поддержке Фонда удалось провести два семинара - один в сентябре 2002 года на Соловках, второй в ноябре - в Архангельске. В последующих разделах приводятся материалы этих семинаров. Однако для того, чтобы правильно понять и оценить результаты проделанной работы необходимо иметь в виду следующие обстоятельства:

1. Необходимо ознакомиться хотя бы в самом общем виде, что представляет из себя метод инновационных семинаров, который применялся В.С.Дудченко (об этом отдельный раздел).

2. Главными результатами семинарской работы являются, как правило, не документы, а позитивные изменения в умонастроениях участников, их выход на новый более высокий уровень понимания проблем, умения общаться и т.п. Этот результат трудно замеряем какими-то количественными показателями.

3. Прилагаемые материалы семинаров являются синхронной (или почти синхронной) записью отдельных выступлений. За скобками остаются графические схемы, обсуждения и споры, работа во временных группах и т.п.

4. Раздел основные идеи семинара содержат документы, отражающие усредненное обобщенное мнение большинства участников. Ряд участников семинара может иметь собственное иное мнение. Кто-то может не соглашаться с деталями.

Главные задачи проведенной работы - расширение границ традиционных представлений о существующих проблемах и выработка навыков согласования различных позиций. Эти задачи были решены.

Все участники семинара, не зависимо от своих позиций и взглядов, считают, что семинарскую работу (как отдельный метод) следует продолжать.

 

 
Copyright (C) НГПК 2003-2009. All right reserved